Какие тротуары мостят или укладывают в Украине
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОКРЫТИЯМ ТРОТУАРОВ
Тротуары предназначаются для движения пешеходов, поэтому покрытия их должны быть не скользкими, иметь ровную и достаточно, но шероховатую поверхность, обеспечивающую безопасное движение. Однако пешеходные тротуары испытывает не только нагрузку от проходящих людей оп ним иногда двигаются машины очистки улиц, Современные машины обслуживающие уличное освещение, и другие работы по эксплуатации сооружений, расположенных вне проезжей части. Поэтому, хотя тротуары предназначены для движения пешеходов, конструкцию их следует устанавливать с учетом возможности временного проезда автомобилей. В местах въездов в кварталы, гаражи, склады и т. д, конструкция тротуара должна быть рассчитана на пропуск автомобилей соответствующего веса.
При расширении подземных сетей в связи с новой застройкой, а также в процессе их эксплуатации приходится разрывать тротуары. При выборе конструкции покрытия тротуаров и дорожек необходимо оценивать эти конструкции также с точки зрения степени легкости и экономичности восстановления тротуаров после ремонта.
ТИПЫ ПОКРЫТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ТРОТУАРАХ
Для покрытий тротуаров широко применяют монолитные и штучные материалы, в том числе и тротуарную плитку, брусчатку, изготовленные как из естественного камня, так и из бетона и керамики. Наибольшее распространение получили асфальтобетонные покрытия. Земляному полотну тротуара придают поперечный уклон 15—20%о в сторону проезжей части.
Основания под асфальтобетонные покрытия тротуаров устраивают из щебня, шлака, кирпичного боя, отходов, полученных от разборки зданий и дорожных одежд при реконструкции улиц и других отходов от строительства. Из этого материала, а если его нет, то из щебня известнякового или кирпичного устраивают основание толщиной 110—15 см в зависимости от свойств подстилающих грунтов.
Основания укатывают катками различного веса в соответствии с прочностью материала. В некоторых особых случаях под основу тротуарной плитки заливают бетон, однако это разу исключает вероятность быстрого доступа к коммуникациям под тротуарами. Поэтому в большей степени тротуарную плитку для пешеходов укладывают на гарцовку (песок + цемент) Укатку кирпичного , боя или отходов от строительства ведут легкими катками до тех пор, пока от прохода катка не будет оставаться заметного следа и поверхность основания будет г покрыта ровным слоем дробленого материала.
По окончании укатки, если на поверхности основания не образовалось достаточного количества мелочи (заполняющей поры между крупными частицами материала, из которого устраивается основание), рассыпают высевки слоем 2 см, позволяющие выровнять неровности основания. Асфальтобетон на тротуарах обычно укладывается слоем толщиной в 3 см. На въездах в кварталы или на других - участках, предназначенных для проезда автомобилей, толщину асфальтобетона увеличивают до 5 см и более.
В качестве асфальтовых покрытий используют преимущественно песчаные или мелкозернистые смеси с несколько большим содержанием битума, чем в тех же смесях, укладываемых в проезжей части.
Уплотнение смесей достигается укаткой катками. Когда ширина тротуара не позволяет использовать для уплотнения катки, применяют мобильные трамбовочные машинки.
Цементобетонные основания под покрытия на тротуарах устраивают сравнительно редко. Их применяют только на таких участках, где не проложены и не будут прокладываться подземные сети и не понадобится вскрывать поверхность тротуаров.
Покрытия на тротуарах устраивают и из штучных материалов. Для этой цели используют плитку, изготовленную из бетона, асфальтовых смесей, а также из естественных материалов. Сухопрессованная плитка может быть квадратной или прямоугольной формы, размером от 5 до 20 см, толщиной от 2 до 10 см. При заготовлении их уплотняют прессованием.
Цементобетонные плиты изготовляют разнообразной формы, размеры их сторон колеблются от 10 до 100 см, толщина плит зависит от марки бетона. Лицевую поверхность цементобетонных плит рекомендуется изготовлять рифленой для придания ей большей шероховатости.
Иногда применяют керамические плиты, преимущественно квадратные или прямоугольные. Такие плиты хорошо сопротивляются истиранию, легко восстанавливаются после разрытии и других повреждений, возникающих в процессе долголетней эксплуатации этих покрытий. Для устройства покрытий на тротуарах используют также клинкер. Клинкер укладывают в продольную елку; такой способ укладки упрощает восстановление покрытий после разрытий. В качестве покрытий на тротуарах применяют и плиты, изготовленные из естественного камня—известняка, доломита и песчаника. Камень более твердых пород не пригоден для тротуаров: под влиянием движения поверхность его отшлифовывается и делается настолько скользкой, что движение по такому тротуару становится небезопасным.
Плиты для тротуаров из естественного камня делают квадратной или прямоугольной формы, размеры сторон колеблются от 5 до 100 см, толщина принимается в зависимости от прочности породы камня в пределах 5—10 см. Породы, применяемые для изготовления плит, должны иметь марку не ниже 500 и степень морозостойкости не менее 105, а для Харькова морозостойкость требуется 150. При устройстве тротуаров из плит, клинкера или других штучных материалов в качестве оснований применяется песок с цементом или чистый мытый песок. Толщина слоя зависит от гидрогеологических условий, при хорошем водоотводе толщину песчаного слоя обычно принимают равной 15 см.
Устраивают также мозаиковые тротуары, их мостят мелкой каменной шашкой кубической формы, размером 3—7 см.
Шашка гранитная
Шашку укладывают без перевязки швов по песчаному основанию толщиной 6—9 см. Швы заполняют гарцовкой или гранитным отсевом, поливают водой и одновременно трамбуют. Широкое применение такого рода покрытий тротуаров получили при замощении посадочных площадок и остановок. Применяя мелкую шашку разных цветов и используя шаблоны, можно создавать различные мозаичные рисунки.