Преимущества и недостатки брусчатки в сравнении с другими типами покрытий
Брусчатка преимущества и недостатки
Если соответствовать четко указанным требованиями, предъявляемыми поверхностям, можно заранее сделать вывод, что найти вообще тип поверхности, который бы полностью им удовлетворял, не представляется возможным. Какое-либо достоинство поверхности часто одновременно является и ее недостатком. Так, например, гладкость поверхности, дающая малое сопротивление движению и являющаяся ее достоинством, может быть и ее недостатком, так как гладкие поверхности иногда бывают слишком скользкими.
Простейшим способом, сравнения покрытия между собой служит таблица, в которой отдельные качества поверхностей оценены различными коэффициентами, сумма которых дает коэффициент, характеризующий данное покрытие сравнительно с другими и с идеальной, для которой наивысший коэффициент принят за 100. Такие таблицы приведены в трудах американских ученых Baker, Blanchard и др., а также в курсах проф. Г. Д. Д у б е л и р а, Городские улицы и мостовые; проф. Д. П. Крынина, Дорожное дело. Так как таблицы, устарели и не охватывают некоторых из современных типов покрытий, а также неполнота данных в них не позволяет произвести исчерпывающее сравнение достоинства различных типов покрытий, мы приводим ниже таблицу, составленную нами на основании литературных и опытных материалов (см. табл. )
Оценка брусчатки и других покрытий
Пользуясь этой таблицей можно установить, по относительной оценке, положение каменной брусчатки среди других покрытий. По итоговым показателям мозаиковая брусчатка занимает 4-е место, брусчатая—10-е, а булыжная брусчатка одно из последних—14-е. По показателям по отдельным отделам положение мостовых несколько иное. По экономическим показателям мозаиковая занимает 9-е, брусчатая—12-е, а булыжная — 13-е место. По техническим показателям мозаиковая занимает 1-е место, брусчатая—2-е, а булыжная одно из последних—13-е место. Кроме того по отдельным выборочным показателям положение каменных поверхностей следующее: по дешевизне устройства булыжная занимает одно из первых мест после грунтовки, а брусчатая и мозаиковая— предпоследние места. По долговечности брусчатая занимает первое, мозаиковая—второе, а булыжная—одно из последних мест. По степени возможной механизации работ брусчатая и булыжная поверхность занимают последнее, мозаиковая— предпоследнее место. По шумливости булыжная стоит на последнем, брусчатая и мозаиковая — на предпоследних местах.
Брусчатка не находит широкого распространения на дорогах Украины и это связно с удобством движения – автомобиль движется не плавно и шумно, также связано с скоростью мощения – брусчатка проигрывает при монтаже в 4-8 раз, асфальт намного быстрей устилается. Это все достигается высокой автоматизацией работ. Только отборная, пиленая брусчатка при укладке с минимальными швами 1-2 мм, лучше асфальта. Однако она и дороже, но с другой стороны ее ресурс в 10 больше чем у асфальта. «Лучше один раз и навсегда чем через год все переделывать».
Мозаиковые и брусчатые мостовые пригодны для всех видов движения как пешеходного, так и автомобильного; они могут найти применение при большом трафике движения, где другие типы покрытия были бы недолговечны и требовали бы частых ремонтов и переустройств, тем самым нарушая движение. В Нью-Йорке, на главных улицах Бродвэй-стрит и Пятое авеню, с огромным автомобильным движением в 1929 г. была устроена брусчатая мостовая, признанная, как наиболее долговечная, единственно пригодным типом покрытия для этих улиц. В литературе имеются сведения о брусчатых покрытиях, прослуживших свыше 60 лет и еще вполне пригодных для движения.
Ряд специалистов в своих отзывах называет мозаикоаые мостовые „мостовыми будущего“.
Так, парижский муниципалитет решил авеню Елисейских полей с огромным автомобильным движением замостить мозаиковой мостовой, чтобы «избежать слишком частых ремонтов существующих асфальтовых покрытий».
По американской классификации дорог на первом месте для самого сильного движения (свыше 20 тыс. автомобилей в день) рекомендуется брусчатка.
Благодаря долговечности брусчатых и мозаиковых покрытий которые уже доказали свою экономическую эффективность, все нагруженые участки будут вымощены именно обработанной, ровной брусчаткой.
Так, в Одессе, где площадь брусчатых покрытий больше чем в других городах Украины, в течение 50 лет, с начала замощения улиц брусчаткой, не производила на этих улицах капитальных ремонтов.
Основной характеристикой каменных покрытий являются: использование для них природных ресурсов страны в виде каменных материалов ивозможность применения при любых масштабах работ, а также на дорогах и улицах с самыми крутыми уклонами (до 18%), где другие типы покрытий совершенно недопустимы. Каменные покрытия особенно следует назначать на дорогах и улицах с наличием агрессивного движения (тракторов на гусеничном ходу, танков, броневиках).
Надо также отметить, что асфальта-бетон, как это принято думать, незначительно дешевле брусчатых и мозаиковых покрытий по первоначальной стоимости их устройства, — так, по калькуляциям в Харькове на 2019 г. стоимость одежд из асфальтового бетона определена в 400 — 650 гр.., а в аналогичных условиях брусчатых и мозаиковых мостовых—350 — 1500 гр. за 1 мг.
Преимущества мозаиковых и брусчатых мостовых еще в том, что материал для них благодаря высокой его стоимости допускает дальнюю транспортировку, что позволяет применять эти мостовые в районах, где нет никаких местных дорожных материалов. Все каменные мостовые по окончании положенного срока службы могут быть использованы как основания для других одежд.
Наши окончательные выводы: брусчатка должна широко применяться на всех дорогах и улицах с незначительным движением и не имеющих никаких других одежд, в качестве переходных к более усовершенствованным типам; но необходимо принятие мер к улучшению способов обработки применяемых материалов и мощения мостовых. Брусчатые и мозаиковые покрытия должны применяться на дорогах и улицах с самым сильным движением, а также со средним в тех городах, где по местным условиям и масштабам работ применение их явно выгоднее применения других типов покрытий. Так, например, в Крыму, где имеются большие каменные запасы, и добыча камня обходится сравнительно дешево, брусчатые мостовые получили в городах значительное распространение (Симферополь, Ялта, Севастополь, Евпатория, Феодосия, Керчь).
Недостаточное внимание, которое уделяется каменным мостовым, особенно резко подчеркивают некоторые иностранные специалисты. Так, инженер Хенрик, говоря о необходимости развития каменного хозяйства Франции, рекомендует обратить внимание на применение более простых типов дорог и не слишком увлекаться асфальтовыми и бетонными и заявляет, что: „в Германии, Англии, Голландии и Швейцарии, мы утверждаем, мозаиковая мостовая из гранита является наилучшим типом одежд и в конце концов наиболее дешевым“.
Английский проф. М. Эрнест Вууд на V Международном дорожном конгрессе в Милане заявил следующее: „Я не знаю других типов дорожных одежд, способных сравниться с гранитными мостовыми (брусчатой или мозаиковой). На меня не производит впечатления шумиха, поднятая вокруг бетонных, асфальтовых и других так называемых усовершенствованных одежд. Для дорог и улиц с большим движением, я утверждаю, мостовая из гранита хорошего качества является наилучшей как по долговечности, так и удобству для движения*.
Автор должен отметить, что он не разделяет полностью тех крайних мнений, какие изложены в приведенных выше выдержках, так как полагает, что каждый тип одежды как асфальтовых, так и каменных при определенных местных условиях может оказаться
предпочтительнее других. Однако излишнее увлечение асфальтовыми одеждами в последнее время заметно и у нас; каменным мостовым уделяется меньше, чем это следовало бы, внимания.