Плитка креатив является одной из самых удачных видов с точки зрения практичности, надежности, простоты и красоты. Оригинальность рисунков, которые из креатива возможно сделать порой очень удивляет. Плитка имеет маленькие размеры и состоит из 4 компонентов. Вся плитка выполнена в виде трапеции, что позволяет выкладывать круги, веера и разные дуговые рисунки. Даже в хаотичной раскладке из 3-х цветов плитка оригинально смотрится. Толщина плитки 50 мм что позволяет выдержать груженый грузовой транспорт. Изготовлен креатив по методу сухопрессованния и абсолютно не скользки даже когда мокрый. Мы как бригада укладчиков рекомендуем эту плитку за свою оригинальность и простоту. Если стоит вопрос укладки мы всегда проконсультируем, а выезд на объект и замер бесплатный.
В этой статье мы попытаемся разъяснить как устроены пешеходные дорожки в городах и какие виды тротуаров есть исходя из интенсивности движения.
В нашем прекрасном городе тротуары на улицах и внеуличных территориях строят вдоль зданий или проезжих частей улиц, а пешеходные дорожки, как правило, в стороне от проезжих частей и застройки.
Пешеходные дорожки обычно устраивают в пределах озелененных территорий: в микрорайонах, на бульварах, в парках и скверах. Эти дорожки можно разделить на три основных типа
главные дорожки или аллеи, по которым предусматривается наиболее интенсивное движение;
второстепенные, отходящие от главных дорожек (тротуаров) и ведущие к отдельным зданиям или сооружениям;
прогулочные.
Главные пешеходные дорожки обычно начинаются у входов на территорию парков, бульваров и скверов, иногда они заканчиваются площадями или же соединяют отдельные площади между собой. Второстепенные дорожки ответвляются от площадей или главных пешеходных дорожек.
Как главные, так и второстепенные пешеходные дорожки устраиваю по возможности прямолинейными с тем, чтобы расстояния до объектов, к которым они ведут, были наиболее короткими, в отличие от них прогулочные дорожки могут иметь в плане самую различную конфигурацию. При их трассировании стремятся к живописному расположению, с учетом местных ландшафтных условий.
Уклоны на тротуарах
Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек предопределяются рельефом местности и в большинстве случаев соответствуют уклонам поверхности прилегающих к ним смежных элементов внешнего благоустройства. На улицах продольные уклоны тротуаров соответствуют, как правило, продольным уклонам проезжих частей, за исключением случаев расположения последних в выемках, насыпях или полу выемках полу насыпях (на косо горных участках).
Исходя из нормальных условий пешеходного движения, продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек следует принимать не более 5%. Лишь на отдельных участках может допускаться увеличение уклонов до 8%, главным образом в южных городах, расположенных в гористой местности, при условии ограниченных размеров пешеходного движения, а также особенно тщательного содержания тротуарных покрытий. При большей величине уклонов следует переходить на отдельных участках к устройству лестниц.
Лестницы ступени из тротуарной плитки
Лестничные марши должны состоять не более чем из 10—15 ступеней. Высота каждой ступени должна быть не более 15 см, а ширина — не менее 38 см. Каждый марш сопрягается с лестничными площадками. Длина меж маршевых площадок — не менее 1 м. Продольные уклоны поверхностей ступеней и меж маршевых площадок—1%, поперечные — 0,5%. Лестничные сходы могут собираться из крупных сборных железобетонных элементов (площадок и маршей) или же из отдельных блоков (плит). Эти блоки (плиты) могут выполняться из бетона, железобетона или же гранитных камней. В частности, для устройства ступеней лестничных сходов могут использоваться дорожные бортовые бетонные камни. Укладка камней или плит производится, как правило, по бетонному основанию.
При проектировании пешеходных дорожек следует стремиться к тому, чтобы продольный уклон основных дорожек не превышал 3%, второстепенных — 5% и прогулочных — 7%. Заключение составляют прогулочные дорожки для лечебных целей, так называемые теренкуры, устраиваемые на территориях курортов и санаториев, условия проектирования которых должны соответствовать специфическим требованиям, а также дорожек или «троп» для туристов, прокладываемых в гористой местности, уклоны которых не лимитируются.
Минимальные продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек устанавливаются из условий обеспечения поверхностного стока дождевых и талых вод.
В случае возвышения тротуаров над водоотводящими лотками или кюветами, обеспечивающими отвод поверхностных, вод в продольном направлении, и непосредственного стока в них поверхностных вод с тротуаров, минимальный продольный уклон тротуаров не лимитируется. При наличии же препятствий для непосредственного стока поверхностных вод с тротуара в лоток проезжей части тротуарам придается уклон не менее 0,5% при обеспечении периодического отвода поверхностных вод в поперечном направлении, исключающем возможность затопления тротуаров.
Величина поперечных уклонов поверхностей тротуаров и пешеходных дорожек зависит в первую очередь от типа их покрытий. Рекомендуемые величины поперечных уклонов составляют: для тротуаров и пешеходных дорожек с ровными покрытиями (асфальтобетонные, из бетонных и каменных плит) – 1-1,5%, для покрытий с неровной поверхностью (щебеночные, из мелких штучных материалов, грунтощебеночные и грунта- гравийные) — 1,5—2,5%). Нижние пределы принимаются в районах с суровым климатом, где возможны обледенения покрытий, а также при значительных продольных уклонах тротуаров и пешеходных дорожек.
Ширину тротуаров устанавливают с учетом размеров пешеходного движения, а также типов улиц и дорог и типа прилегающей застройки. Расчетная ширина тротуаров и пешеходных дорожек определяется по формуле
B=(Q/N)b
где Q—расчетный размер пешеходного движения по тротуару или пешеходной дорожке в час пик;
b — ширина одной полосы движения по тротуару или пешеходной дорожке, равная 0,75 лс;
N—пропускная способность одной полосы движения (пешеходов в час).
Пропускная способность одной полосы движения может приниматься:
^ Пешеходов /час
При расположении тротуаров с отступом от зданий . 1000
При расположении их вдоль зданий . . . 800
У торговых и зрелищных предприятий . . . 700
На аллеях и пешеходных дорожках . . . . 600
Определенная по вышеприведенной формуле ширина тротуара или пешеходной дорожки округляется в сторону увеличения: при ширине менее 4,5 м — до величины, кратной 0,75 м, и при большей ширине —до величины, кратной 0,75 или 1 м. В случае примыкания тротуаров непосредственно к зданиям их ширину рекомендуется увеличивать на 0,5 м, а при наличии магазинов с витринами —на 1 м.
Мачты освещения, опоры контактного провода и другие наземные сооружения не разрешается размещать в пределах тротуара. Как правило, они устанавливаются в полосах зеленых насаждений. При размещении на тротуаре расчетная ширина последнего в зависимости от типа мачты или опоры увеличивается на 0,5—1,2 м.
Минимальная ширина тротуаров принимается (в м):
На магистральных улицах общегородского значения и основных площадях 4,5м
На магистралях районного значения и площадях . . 3м
На жилых улицах 2,25м
На улицах местного движении в промышленных районах и жилых районах с малоэтажной застройкой, а также на внутриквартальных территориях 1,5м
тротуаров служебного пользования........... 0,75м
Недостаточная ширина тротуаров при увеличении интенсивности пешеходного движения вынуждает пешеходов сходить с тротуаров на проезжую часть, что затрудняет движение как по тротуару, так и по проезжей части улицы.
В этом случае ширину тротуаров необходимо увеличивать и устраивать ограждения.
При ограниченной ширине улиц уширение тротуаров иногда производят за счет первых этажей зданий. Для этого в существующих зданиях производят пробивку проходов (пассажей). При устройстве зданий на столбах или колоннах под Тротуары может отводиться свободное пространство между ними. При отсутствии этих возможностей на отдельных улицах с большим пешеходным или транспортным движением приходится проводить ряд организационных мероприятий, как-то:
сокращать размеры транспортного движения путем перевода его на другие улицы и за счет проезжих частей расширять тротуары. В случае если такое мероприятие является временным, уширение тротуара производят путем нанесения на проезжей части маркировочных тротуарных линий или установки и укрепления на ней легких ограждений;
принимать меры к уменьшению интенсивности пешеходного движения, в частности за счет закрытия отдельных торговых предприятий, перенесения входов в них в боковые улицы и т. д.
Ширина пешеходных дорожек, как и тротуаров, определяется расчетом. Минимальная ширина пешеходных дорожек принимается (в м): основных — 4,5; второстепенных — 2,25; пешеходных троп—1,5 (1,0).
Тротуары предназначаются для движения пешеходов, поэтому покрытия их должны быть не скользкими, иметь ровную и достаточно, но шероховатую поверхность, обеспечивающую безопасное движение. Однако пешеходные тротуары испытывает не только нагрузку от проходящих людей оп ним иногда двигаются машины очистки улиц, Современные машины обслуживающие уличное освещение, и другие работы по эксплуатации сооружений, расположенных вне проезжей части. Поэтому, хотя тротуары предназначены для движения пешеходов, конструкцию их следует устанавливать с учетом возможности временного проезда автомобилей. В местах въездов в кварталы, гаражи, склады и т. д, конструкция тротуара должна быть рассчитана на пропуск автомобилей соответствующего веса.
При расширении подземных сетей в связи с новой застройкой, а также в процессе их эксплуатации приходится разрывать тротуары. При выборе конструкции покрытия тротуаров и дорожек необходимо оценивать эти конструкции также с точки зрения степени легкости и экономичности восстановления тротуаров после ремонта.
ТИПЫ ПОКРЫТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ТРОТУАРАХ
Для покрытий тротуаров широко применяют монолитные и штучные материалы, в том числе и тротуарную плитку, брусчатку, изготовленные как из естественного камня, так и из бетона и керамики. Наибольшее распространение получили асфальтобетонные покрытия. Земляному полотну тротуара придают поперечный уклон 15—20%о в сторону проезжей части.
Основания под асфальтобетонные покрытия тротуаров устраивают из щебня, шлака, кирпичного боя, отходов, полученных от разборки зданий и дорожных одежд при реконструкции улиц и других отходов от строительства. Из этого материала, а если его нет, то из щебня известнякового или кирпичного устраивают основание толщиной 110—15 см в зависимости от свойств подстилающих грунтов.
Основания укатывают катками различного веса в соответствии с прочностью материала. В некоторых особых случаях под основу тротуарной плитки заливают бетон, однако это разу исключает вероятность быстрого доступа к коммуникациям под тротуарами. Поэтому в большей степени тротуарную плитку для пешеходов укладывают на гарцовку (песок + цемент) Укатку кирпичного , боя или отходов от строительства ведут легкими катками до тех пор, пока от прохода катка не будет оставаться заметного следа и поверхность основания будет г покрыта ровным слоем дробленого материала.
По окончании укатки, если на поверхности основания не образовалось достаточного количества мелочи (заполняющей поры между крупными частицами материала, из которого устраивается основание), рассыпают высевки слоем 2 см, позволяющие выровнять неровности основания. Асфальтобетон на тротуарах обычно укладывается слоем толщиной в 3 см. На въездах в кварталы или на других - участках, предназначенных для проезда автомобилей, толщину асфальтобетона увеличивают до 5 см и более.
В качестве асфальтовых покрытий используют преимущественно песчаные или мелкозернистые смеси с несколько большим содержанием битума, чем в тех же смесях, укладываемых в проезжей части.
Уплотнение смесей достигается укаткой катками. Когда ширина тротуара не позволяет использовать для уплотнения катки, применяют мобильные трамбовочные машинки.
Цементобетонные основания под покрытия на тротуарах устраивают сравнительно редко. Их применяют только на таких участках, где не проложены и не будут прокладываться подземные сети и не понадобится вскрывать поверхность тротуаров.
Покрытия на тротуарах устраивают и из штучных материалов. Для этой цели используют плитку, изготовленную из бетона, асфальтовых смесей, а также из естественных материалов. Сухопрессованная плитка может быть квадратной или прямоугольной формы, размером от 5 до 20 см, толщиной от 2 до 10 см. При заготовлении их уплотняют прессованием.
Цементобетонные плиты изготовляют разнообразной формы, размеры их сторон колеблются от 10 до 100 см, толщина плит зависит от марки бетона. Лицевую поверхность цементобетонных плит рекомендуется изготовлять рифленой для придания ей большей шероховатости.
Иногда применяют керамические плиты, преимущественно квадратные или прямоугольные. Такие плиты хорошо сопротивляются истиранию, легко восстанавливаются после разрытии и других повреждений, возникающих в процессе долголетней эксплуатации этих покрытий. Для устройства покрытий на тротуарах используют также клинкер. Клинкер укладывают в продольную елку; такой способ укладки упрощает восстановление покрытий после разрытий. В качестве покрытий на тротуарах применяют и плиты, изготовленные из естественного камня—известняка, доломита и песчаника. Камень более твердых пород не пригоден для тротуаров: под влиянием движения поверхность его отшлифовывается и делается настолько скользкой, что движение по такому тротуару становится небезопасным.
Плиты для тротуаров из естественного камня делают квадратной или прямоугольной формы, размеры сторон колеблются от 5 до 100 см, толщина принимается в зависимости от прочности породы камня в пределах 5—10 см. Породы, применяемые для изготовления плит, должны иметь марку не ниже 500 и степень морозостойкости не менее 105, а для Харькова морозостойкость требуется 150. При устройстве тротуаров из плит, клинкера или других штучных материалов в качестве оснований применяется песок с цементом или чистый мытый песок. Толщина слоя зависит от гидрогеологических условий, при хорошем водоотводе толщину песчаного слоя обычно принимают равной 15 см.
Устраивают также мозаиковые тротуары, их мостят мелкой каменной шашкой кубической формы, размером 3—7 см.
Шашка гранитная
Шашку укладывают без перевязки швов по песчаному основанию толщиной 6—9 см. Швы заполняют гарцовкой или гранитным отсевом, поливают водой и одновременно трамбуют. Широкое применение такого рода покрытий тротуаров получили при замощении посадочных площадок и остановок. Применяя мелкую шашку разных цветов и используя шаблоны, можно создавать различные мозаичные рисунки.
Есть определенные критерии качества, которые необходимо знать заказчику при приемке объекта. Оценка данных критериев характеризует качество выполненных работ. В Харькове не так много бригад, которые способны выполнить работы, по мощению, на оценку отлично, по всем параметрам.
Критерии и параметры качества:
Подготовленное основание: уплотненный грунт вибротрамбовочной машинкой. Далее каждый посыпочный слой необходимо уплотнять. Если подсыпается щебень, то его необходимо уплотнять трамбовкой с последующим расклиниванием меньшой фракцией. Гарцовка также уплотняется виброплитой. Играет значение и толщина посыпочного слоя, а также его плотность. К примеру основание под легковой транспорт лучшим вариантом будет уплотненный слой щебня 12-15 см фракцией 5-20 мм, 10-30 мм, с последующим расклиниванием щебнем фракцией 2-5 мм вибротрамбовкой. Расклинивание лучше сделать слоями:
№ слоя
Толщина слоя
Фракция
1
5 см
5-20 мм
2
2 см
2-5 мм
Уплотнение трамбовкой
3
5 см
5-20 мм
4
2 см
2-5 мм
Уплотнение трамбовкой
После подготовленной щебневой подушки необходимо подсыпать 5 см гарцовки которая состоит из гранитного отсева с цементом в пропорции 1/4, 1/5. Слой гарцовки также необходимо уплотнить. После подготовленного основания нужно в соответствии с заданным уклоном выровнять чистовой слой под тротуарную плитку.
Качественно уложенная плитка. Плитка должна лежать ровно в соответствии с заданным уклоном для отведения воды. Минимально допустимый уклон для тротуарной плитки рекомендуем 1 см на метре. Отклонение от ровности на 1 метре уложенной плитки допускается не более 2 мм в некоторых видах плитки 3 мм.
.Швы между плитками должны быть не более 5 мм, а между плиткой и поребриками не более 10 мм. Отклонение бордюра от проектной линии должно быть не более 10 мм на прямых участках и не более 20 мм.
Эстетические особенности уложенной плитки, брусчатки должны соответствовать заранее оговоренным рисункам или композициям.
Однако общей и полной системы оценки качества мощения нет из-за множества разногласий в области укладке тротуарной плитки. Известно только что качество проверяется экспериментально, придельной нагрузкой. Лучшим критерием качества является время, плитка должна отработать указанный ресурс. Уточняйте ресурс выбранной плитки и гарантии на укладку.
Плитэкс предлагает тротуарную плитку лучшего качества в Харькове, сотрудничаем с «Игуаной» , и предоставляет гарантии на укладку.