Технология укладки тротуарной плитки
Тротуарная плитка
Основным материалом мощения, устройства тротуаров является плитка, брусчатка, представляющая собой бетонные или каменные бруски, по форме приближающиеся к параллелепипеду, несколько сужающемуся книзу. Размеры представлены в таблице
Размеры брусчатки, тротуарной плитки
Фракция плитки |
Ширина см. |
Длина см. |
Высота см. |
Низкая |
5—15 |
10—20 |
2-4 |
Средняя |
10—20 |
15—30 |
4-6 |
Высокая |
15—40 |
20—40 |
6-10 |
Скос у каждой стороны должен быть не более 5 мм для низкой брусчатки и не более 10 мм для средней и высокой. Плитку, брусчатку, а также мозаиковую шашку изготовляют из прочных бетонов и горных пород с сопротивлением сжатию не ниже 1000 кгс/см2 (100 МПа). Водонасыщение должно быть не более 2 % (по весу).
Технология укладки тротуарной плитки, правила
До начала работ по мощению производят планировку песчаного слоя, а также необходимые разбивочные работы. Для обеспечения правильной укладки поперечных рядов брусчатки через каждые 1—2 м перпендикулярно оси дороги натягивают шнуры, по которым и выполняют мощение. Кроме того, до начала мощения плитку, а зачастую брусчатку тщательно сортируют, если конечно это нужно, специальным шаблоном, затем подбирают так, чтобы ширина камней, используемых в одном ряду, не отличалась больше чем на 0,5 см, а разница по высоте не превышала 1 см.
Мощение начинают
-с установки лотковых камней. бордюров. Для устройства лотка укладывают два ряда брусчатки, располагая ее длинной стороной вдоль борта. Все остальное мощение ведут поперечными рядами, в которых камни располагают длинной стороной поперек направления движения. Лотковые камни укладывают на 0,5— 1,5 см ниже поперечных рядов. Остальные требования, которые должны соблюдаться при мощении, сводятся к следующему: необходимо соблюдать строгую прямолинейность рядов брусчатки, обязательно перевязывать швы в соседних рядах, в пределах половины длины брусчатки; камни следует укладывать, возможно, плотнее друг к другу, с тем, чтобы ширина продольного шва не превышала 1 см. Мощение производят комбинированным инструментом — резиновым молотком, кельмой-молотком.
Тротуарную плитку уплотняют
- механическими или ручными трамбовками.
Следует помнить что ручной способ не эффективен и затраты физической силы не оправдано высоки. Применяемые для уплотнения металлические трамбовки должны быть прямоугольной формы для трамбования только одного камня. Уплотнения достигают за 2—3 прохода трамбовкой массой до 30 кг. После трамбования исправляют положение отдельных просевших камней. Швы между камнями заполняют песком, цементным раствором, битумом или смесью битума с минеральным порошком. Песком швы заполняют перед последним проходом трамбовкой. Песок рассыпают по плитке и метлами заметают в швы, причем песок должен быть сухим. Иногда для этого применяют горячий песок, просушенный в сушильных барабанах.
Заполнение швов
После окончательного уплотнения покрытия швы заполняют цементным раствором и битумной смесью. Применяют сухую гарцовку - раствор состава 1:4 - 1:12(одна часть цемента и четыре-двенадцать части песка, все зависит от конкретных условий), достаточно сухую для того, чтобы она хорошо заполнила все шовы. Желательно применять быстротвердеющий цемент, с тем, чтобы через 8—10 ч после заполнения швов можно было открыть движение. С течением времени такая смесь за счет неизбежно попадающей туда влаги приобретает необходимую прочность. Иногда используют и жидкий раствор, правда в особых случаях, если это требуют обстоятельства. Также применяют смесь битума с минеральным порошком (известняковым) содержит 20—30% битума БНД-60/90 и 70—80% порошка. Смесь применяют в горячем виде (при температуре 160— 170° С).
Иногда швы заполняют чистым горячим битумом той же марки. Результаты получаются хуже, чем при заполнении смесью битума с минеральным порошком. Битумом или битумной смесью швы заполняют только в сухую погоду. При этом швы следует предварительно очистить от пыли и грязи, с тем, чтобы обеспечить сцепление битума с камнем. Наилучшие результаты дает продувка швов струей сжатого воздуха. Заполнение швов цементным раствором, битумом или битумной смесью предохраняет от попадания влаги и способствует сохранению ровности и долговечности покрытия из каменного материала. Заполнение швов песком нерационально, так как попадающая через швы вода насыщает песчаное основание, а иногда и вымывает песок, что может привести к разрушению покрытия.
Иногда для устройства тротуаров применяют литую шлаковую брусчатку, получаемую из огненно-жидких шлаков. Тротуары из шлаковой брусчатки устраивают по тем же правилам, что и покрытия из каменной и бетонной брусчатки.
Это только часть правил по мощению, есть отдельные по устройству основания, дорожной одежды в целом.
В следующей статье мы расскажем о ценах на тротуарную плитку и как они изменялись с течением времени.