Основание под покрытие плитки, бетона, асфальта
Основание под покрытие плитки, бетона, асфальта
Именно как качественно и правильно подготовлено основание под любое покрытие будет означать, сколько прослужит тротуар или дорога. Также не малую роль играет качество материала покрытия, допустим тротуарной плитки, асфальта, бетона, брусчатки итд. Что выбрать? из массы материалов? Давайте разберемся, что есть, что в подготовке основания.
Дорожное покрытие
предназначено для обеспечения безопасного и бесперебойного движения всех видов транспорта в любое время года. Обычно применяют многослойные основания (далее дорожные одежды) со слоями различной прочности.
Верхние слои подвергаются непосредственному воздействию транспорта и климатических факторов, нижние предназначены для распределения давления от нагрузки на подстилающий слой или грунт земляного полотна и амортизации колебаний.
Применение многослойных конструкций дорожных одежд расширяет возможность местных материалов и снижает стоимость строительства дорог и тротуаров.
В многослойной дорожной одежде различают следующие основные конструктивные слои: покрытие, основание и подстилающий слой.
Покрытие —
-это верхняя часть дорожной одежды, сопротивляющаяся истиранию, ударам от колес транспорта и атмосферным воздействиям (главным образом выветриванию и прониканию поверхностной воды).
В некоторых покрытиях выделяют верхний слой, непосредственно подвергающийся износу; называют его слоем износа. Слой износа наиболее быстро разрушается и может периодически, через сравнительно короткие промежутки времени, восстанавливаться. Например, в многослойных асфальтобетонных покрытиях верхний слой одиночной или двойной поверхностной обработки может рассматриваться как слой износа.
Поверхностную обработку ведут по укатанному щебеночному шоссе, крупнозернистому и холодному асфальтобетону после окончательного их уплотнения в процессе эксплуатации дороги.
В мостовых или цементно-бетонном покрытии слой износа не выделяется, и в процессе эксплуатации толщина этих покрытий уменьшается и не восстанавливается.
Верхний слой покрытия или слой износа должен быть ровным и достаточно шероховатым, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью пешеходов и протекторами покрышек автомобилей или другого транспорта.
Основание дорожной одежды предназначено для распределения давления, передаваемого через покрытие от колес автомобиля на нижележащий подстилающий слой, а в некоторых случаях, при совмещении с ним основания,— непосредственно на грунт земляного полотна.
Подстилающий слой укладывают на спланированный и уплотненный грунт земляного полотна и устраивают его из местных дешевых материалов: шлака, кирпичного боя, песка. Назначение этого слоя — передача давления на грунт земляного полотна, отвод поверхностных вод и противодействие капиллярному подъему грунтовых вод.
При песчаных и гравелистых грунтах земляного полотна и благоприятных гидрогеологических и климатических условиях подстилающий слой основания не устраивают. Верхний слой земляного полотна должен быть тщательно приготовлен для укладки дорожной одежды. Он должен быть однороден и хорошо уплотнен укаткой, в необходимых случаях — с добавкой шлака, кирпичного боя и других местных дешевых материалов. Доброкачественность земляного грунтового основания при обеспечении отвода воды является обязательным условием прочности дорожной одежды любой конструкции.
Рассмотрим пример по производству работ для строительства бетонных покрытий. Так как это один из самых распространённых покрытий естественно после тротуарной плитки и асфальта, однако используемый в виде основы под брусчатку и асфальт.
Условия работы бетонных покрытий в большой степени зависят от качества оснований. Особое внимание должно быть уделено надлежащему и равномерному уплотнению оснований и нижележащих слоев. Перед устройством основания проверяют плотность, и однородность уплотнения верхней части земляного полотна, пропуская по нему разные виды вибротрамбовак или каток в дорожном строительстве. Выявленные в процессе трамбовки просадки устраняют. При значительных неровностях поверхность земляного полотна тщательно планируют (с досыпкой песка в необходимых случаях и его уплотнением). Песчаные основания устраивают на всю ширину земляного полотна. Для их устройства используют крупные или среднезернистые пески. Могут быть применены и мелкие пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут.
Песок доставляют на земляное полотно автомобилями-самосвалами, который затем распределяют слоем заданной толщины бульдозерами или автогрейдерами или вручную))). Толщину слоя песка в рыхлом теле назначают с учетом коэффициента уплотнения 1,10. После планирования поверхности песчаное основание уплотняют. Для этой цели используют трамбовки, катки на пневматических шинах, вибрационные катки или трамбующие машины. В процессе уплотнения основание поливают водой (его влажность должна быть 6—8%). Уплотнение и планировку песчаного основания выполняют после установки маяков высоты бетонного покрытия или в случае механизации труда рельс-форм специальной машины, например профилировщиком пС-502А (Б), передвигающимся по рельс-формам. Рельс-формы одновременно служат разбивочными маяками, по которым точно устанавливают отметки поверхности основания.
Если песчаный слой используют в качестве дополнительного слоя основания, после его уплотнения приступают к строительству основных слоев основания из щебня, укрепленного грунта. Эти работы выполняют в соответствии с основными правилами строительства подобных оснований, изложенными выше. Процесс строительства бетонных покрытий в настоящее время полностью механизирован. Бетонную смесь приготовляют на бетонных заводах и доставляют к месту строительства автомобилями-самосвалами или специальными машинами-бетоновозами.
Строительство цементобетонных покрытий осуществляют одним из двух способов:
1. с применением комплекта бетоноукладочных и бетоноотделочных машин (так называемых колесно-рельсовых), передвигающихся по рельс-формам, которые одновременно выполняют функции боковой опалубки для укладываемого слоя бетонной смеси;
2. с применением комплекта высокопроизводительных машин (часть которых несет в себе и боковую опалубку), передвигающихся непосредственно по основанию с помощью гусеничных тележек. Устройство покрытия по второму способу (в передвижной, скользящей опалубке) является более прогрессивным и менее трудоемким, поскольку отпадает необходимость в установке и периодическом перемещении рельс-форм. Кроме того, используемые во втором случае машины более совершенны. В комплект первого типа машин входят профилировщик основания, распределитель бетонной смеси, бетоноотделочная машина, нарезчик швов и вспомогательные механизмы. Эти машины передвигаются по рельс-формам, ограничивающим по ширине укладываемую полосу покрытия. Технологический процесс строительства бетонных покрытий комплектом этих машин значительно выгоден для больших мощностей при необходимости заданного качества работ.
А иногда, как и 300 лет назад бетон заливают вручную! Но мы ведь живем в 21 веке!