Качество тротуарных покрытий - асфальт, гранит, плитка
Качество тротуарных покрытий - асфальт, гранит, плитка
В этой статье мы рассмотрим ресурс и качество тротуарных покрытий (асфальт, тротуарная плитка, бетон, гранитная брусчатка, клинкер) применяемых в городских условиях. Именно при большом пешеходным движении и автомобильном трафике можно проследить степень износостойкости покрытия. На некоторых городских участках за сутки приближённо проходит около 0,5 миллиона человек, и проезжают 100 тыс. автомобилей. Именно эти участки нас и интересуют, а конкретно покрытия на этих участках. В этой статье будет сухо изложены личные субъективные выводы, основанные на личном наблюдении и профессиональном опыте. А также укажем требования к тротуарным покрытиям в условиях города.
Рассмотрим автомобильные дороги, асфальт, гранитная брусчатка
В городских условиях, где трафик движения значительно выше, тротуары и дорожные покрытия служат при совершенно иных пределах. Ниже мы приводим ориентировочную таблицу допускаемых размеров напряженности для асфальтных и каменных автомобильных дорог на одну полосу движения. В этой же таблице приведены данные о допускаемом весе автомобиля для данного типа покрытия.
Нагрузка на покрытие
Типы покрытия |
Булыжные и осколочные |
Гранитная брусчатка |
Асфальт |
||||
Типы основания |
песча ное |
камен ное |
песча ное |
камен ное |
бетон ное |
камен ное |
бетон ное |
Предельная грузонапряженность брутто в тоннах в сутки |
1000 |
1250 |
3000 |
>5000 |
>5000 |
>5000 |
>5000 |
Предельная грузонапряженность нетто в тыс. тон в год . |
100 |
125 |
300 |
>500 |
>500 |
>500 |
>500 |
Предельный вес экипажа в тоннах |
7 |
10 |
10 |
13 |
13 |
13 |
24 |
Зависимость прочности покрытия от веса проходящих по нему автомобилей и определение необходимых размеров толщины покрытия многие инженеры пытаются установить помощью теоретических формул. Это довольно сложный проект в зависимости от типа покрытия и его физических свойств, к примеру, асфальт от температуры становится «подвижным и это провоцирует потерю формы проектируемой дороги, образованию «келейности».
Выбор типа покрытия
При устройстве дороги или улицы необходимо надлежащим образом провести выбор типа покрытия для них. При этом, конечно, выбор производится из всех известных в технике дорожных одежд, таких как асфальт, гранитная брусчатка, тротуарная плитка, бетон, клинкер. Выбор покрытия осуществляется частным способом в соответствии требованиям предъявляемым к покрытию того или иного участка, нагрузки, трафика, влияния окружающей среды итд.
Основными показателями, которыми руководствуются при выборе дорожных покрытий являются технико-экономические и санитарно-гигиенические.
Технико-экономические показатели характеризуются следующими требованиями, предъявляемыми к покрытиям:
1. Покрытие должно быть прочным, т. е. выдерживать без разрушений и провалов давление тяжелых автомобилей, грузовиков
Прочность покрытия из материалов надлежащего качества обеспечивается надлежащей подготовкой грунтового полотна, выбором типа основания, заполнением швов и общей тщательностью ведения работ. Песчаное основание является менее прочным и не может обеспечить мощение от просадок. Наиболее прочным является бетонное основание; типы каменных оснований занимают по прочности промежуточное положение. Наибольшую связь отдельным элементам мостовой дает затирка швов гарцовкой, раствором; заполнение швов песком менее эффективно.
- Покрытие не должно терять прочности и расшатываться от действия расчетной нагрузки.
Часто это возникает под влиянием касательных усилий, вызываемых колесами автомобилей.
- Мостовая должна быть долговечной, т. е. износ ее должен быть по возможности малым и равномерным. Величина износа зависит от качества асфальтного, каменного, бетонного материала, а также от размеров и характера движения. Каждые из всех разновидностей дорожного полотна имеют свои преимущества и недостатки, о которых мы писали в предыдущих статьях.
Ниже приводится примерные сроки службы различных покрытий с учетом качественных материалов покрытий на высоко нагруженных участках дороги!
Литой асфальт |
4-7 лет разрушается |
Асфальта-бетон |
10-12 лет разрушается |
Гранитная брусчатка
|
50-70 лет материал не разрушается но теряет форму. |
Клинкер |
25-35 лет разрушается |
Тротуарная плитка сухопрессованная |
6-12 лет разрушается |
Бетон (плиты) |
11-15 лет разрушается |
Щебень |
2-4 года Теряет форму |
- Покрытие должно быть наиболее ровны, гладким, чтобы оказать меньшее сопротивление движению. Кроме того мостовая должна быть настолько ровной, чтобы при движении было как можно меньше толчков и вибрации автомобиля, вызывающих уменьшение скорости; число толчков на 1 км определяется с помощью прибора рофметра
С другой стороны, покрытие, несмотря на его гладкость не должно быть скользким. Скользкость считается весьма серьезным недостатком и бывает причиной несчастий при автомобильной езде (вследствие заноса на поворотах, трудности торможения и т. д.). Этот недостаток зависит от качества примененного покрытия. Так, наиболее скользкими из поверхностей являются мозаиковые из твердого камня, особенно при заливке швов цементным раствором; скользки некоторые типы брусчатых мостовых из камня твердых мелкозернистых пород, шлифующегося под влиянием движения.
Ниже приведена таблица исследования коэффициента сопротивления скользкости, чем больше сопротивление, тем менее скользкое покрытие, данные получены исследованием группы ученых.
Тип покрытия |
Автомобили на литых шинах при скорости 16 км в час |
Автомобили на пневматиках при скорости в км |
||
24 |
40 |
56 |
||
Булыжная и осколочная |
0,025—0,050 |
0,020—0,040 |
0,025—0,040 |
0,050 |
Брусчатая |
0,015—0,030 |
0,015—0,025 |
0,018—0,030 |
0,020—0,035 |
Мозаиковая |
0,015—0.020 |
0,012—0,016 |
0.015—0.020 |
0,020 |
Вообще мостовые благодаря наличию швов никогда не бывают такими скользкими, как асфальтовые одежды. Именно поэтому на больших подъёмах в Харькове и других городах правильно лежит гранитная брусчатка, которая благодаря наличию швов позволяет подняться в гололед;
- Покрытие должно допускать быстрое и легкое исправление, что необходимо в современных городах при вскрытиях дорог для прокладки и ремонта подземных сооружений. Таким свойством в большей степени обладают поверхности уложенные на песчаных основаниях с заполнением швов песком; наименее удобными являются дороги на бетонных основаниях с заполнением швов вяжущими веществами. Однако песчаное основание не позволяет нести высокие нагрузки и достаточно быстро проседает.
- Санитарно-гигиенические показатели. 1. Мостовая недолжна быть пыльной и грязной и должна легко поддаваться очистке. По своему характеру пыль и грязь бывают наносные или происходят от износа мостовой, зависящего от размеров и характера движения, а также от качества примененного каменного материала. Лучше всего удовлетворяют поставленному требованию мозаиковые мостовые с заполнением швов вяжущими веществами, а затем брусчатые с заполнением швов цементным раствором.
Покрытие должно быть водонепроницаемым, что является весьма важным для предупреждения загрязнения как самой поверхности и ее основания, так и всей находящейся под ней почвы. Вполне водойепроницаемыми могут считаться покрытия на бетонном основании со швами, залитыми вяжущими веществами; таким качеством, конечно, не обладают мостовые на песчаном основании, швы которых заполнены песком.
Покрытие должно давать транспорту возможность удобного и спокойного проезда, так как сотрясения при езде по неровной дороге, кроме того, что разрушают автомобили, влияют на здоровье людей. Этому требованию совершенно не удовлетворяют обычного типа булыжные и осколочные покрытия. Наиболее спокойными для езды являются мозаиковые, затем брусчатые мостовые.
Поверхность должна быть наивозможно бесшумной. Шум от езды держит в постоянном напряжении всех живущих и работающих около таких улиц. При конном движении все каменные мостовые шумны, так как слышен стук колес и лязг подков; при автомобильном движении шумливы главным образом осколочные и булыжные мостовые, вызывающие большое сотрясение машин.
Поверхность не должна обладать плохими сейсмическими качествами, чтобы колебания, воспринимаемые мостовой от тяжелых, быстро движущихся автомобилей, насколько возможно поглощались ею, а не передавались на соседние здания. Колебания вызывают повышенную нервозность у жителей и беспокоят их, особенно ночью. Частота колебаний зависит от типа мостовой, ее основания, характера грунта, типа и скорости проезжающего автомобиля, расстояния от здания, его конструкции, материала и т. д. Каменные мостовые, особенно на бетонных основаниях, вообще обладают худшими сейсмическими качествами чем другие типы одежд.
Покрытие должно удовлетворять санитарным требованиям. Все покрытия из-за наличия швов и некоторой неровности поверхности задерживают на себе грязь, в которой могут развиваться бактерии, в сухую погоду вместе с пылью попадающие в легкие людей. Лучшими в этом отношении являются мостовые со швами, залитыми цементными или битумными растворами, или те, при содержании которых применяются нефтяные продукты для их поливки в целях обеспыливания.
В большинстве случаев при выборе типа одежды главенствуют технико-экономические требования; в редких случаях и только в целях общего благоустройства улиц города отдают предпочтение удовлетворению в первую очередь санитарно-гигиеническим требованиям,
Обобщенный технико-экономический показатель. Противоречивость многих технико-экономических показателей затрудняет при пользовании ими выбор типа дорожной одежды, наиболее пригодного в данных условиях. В этих целях пользуются обобщенным технико-экономическим показателем. Обобщенный показатель объединяет следующие данные: 1) перспективную грузонапряженность- нетто и работу перевозок; 2) размер транспортных расходов на тонно-километр; 3) размер затрат на приобретение подвижного состава; 4) стоимость постройки или реконструкции дороги; и тд.
Желаем Вам выбирать исключительно качественные материалы для более качественной жизни – «Плитакс©»