История мощения тротуарной плиткой, брусчаткой
Плитка на дорогах и пешеходных тротуаров
Дороги и улицы для облегчения движения по ним покрываются различного типа одеждами, непосредственно воспринимающими действие проезда. Все известные в дорожной технике покрытия разделяются на две категории: 1) монолитные или бесшовные и 2) из штучного материала или брусчатка, мостовые
Монолитные покрытия
-устраиваются из материала, приготовляемого на дороге или вблизи неё, рассыпаемого и разравниваемого по готовому основанию и уплотняемого до соединения материала в одно целое — монолит; швы устраиваются только в целях предохранения одежды от температурных влияний.
Брусчатка
-как покрытие устраиваются из штучных материалов (камней, плит, брусков и т. п.), которые изготовляются заранее и только на месте для образования одежды пригоняются друг к другу вручную рабочими-мостовщиками. Мостовые по внешнему виду характеризуются наличием продольных и поперечных швов, заполняемых различного рода материалами.
Кроме основного деления одежд на указанные две группы каждая из них разделяется на отдельные подгруппы, в зависимости от вида примененных материалов |и способов устройства. Таковы под- лруппы мостовых:
- Каменные: а)из естественного камня,
б) из искусственного камня.
- Деревянные или торцовые.
- Резиновые.
- Чугунные.
- Из асфальтовых и бетонных плит.
- Из каменных и шлаковых отливок.
Мы рассмотрим покрытия только из естественного камня, составляющие во всем комплексе покрытий одну лишь часть. К ней относятся:
а) булыжные мостовые—устраиваемые из валунного камня:
- мелкого—кругляка или булыжника в его естественном виде и
- крупного—грубооколотого и называемого шашкой;
б) осколочные мостовые—устраиваемые из шашки грубоколотой, из рваного камня коренных пород, добываемых в карьерах;
в) брусчатые мостовые—устраиваемые из брусков, отесанных вручную из твердых пород камня;
г) мозаичные мостовые—устраиваемые из шашки, главным образом механической колки из твердых пород камня, по форме, приближающейся к кубу и имеющей по лицу фигуру квадрата, прямоугольника или трапеции.
Из естественного камня устраиваются следующие основные типы тротуаров:
а) плитные тротуары—из каменных плит квадратной и прямоугольной формы,
б) мозаичные тротуары—из мелкой шашки, колотой из камня.
Устраиваемые на улицах или дорогах мостовые располагаются на заранее подготовленном земляном полотне. Для равномерного распределения по грунтовому полотну давления, которое воспринимает мостовая, под ней устраивается основание.
Основание –
применяемые для каменных мостовых, разделяются на четыре группы: 1) песчаные, 2) каменные, 3) бетонные н 4) черные (щебневые).
Песчаноеоснование –
Представляет слой песка, рассыпаемого по земляному полотну, по которому и устраивается мостовая.
Каменные основания –
Бывают трех типов: а) в виде слоя укатанного каменного щебня, шлака или гравия, б) в виде булыжной мостовой и в) каменно-щебеночные (пакеляж), представляющие собой мостовую из камня, уложенного по земляному полотну плоской стороной вниз, а острием вверх, засыпанного сверху слоем щебня и укатанного.
Бетонные основания –
Устраиваются из распределяемого по земляному полотну слоя утрамбовываемого бетона, затвердевающего на дороге в сплошную плиту.
Черные основания –
Устраиваются из щебня, гравия или шлака, обработанных органическими вяжущими веществами.
Для тротуаров в качестве оснований применяются главным образом песчаные, шлаковые или щебеночные основания. При устройстве мостовых на твердых каменных и бетонных основаниях между собственно мостовой и основанием устраивается промежуточный слой или „подушка“. Материалом для подушки служит главным образом песок. Назначение подушки — придать мостовой упругость, а также дать возможность получить ровную мостовую при неодинаковом по высоте каменном материале.
При устройстве мостовых на городских улицах, в целях придания мостовым большей прочности и отделения их от тротуаров, применяются бордюрные плиты, изготовляемые из естественного камня и бетона. В настоящей книге мы остановимся на описании бордюрных плит только из естественного камня.
Исторический очерк брусчатки
Каменные мостовые были первыми типами одежд, которые стали применяться для дорог и городских улиц. Дороги, построенные древними народами и описываемые историками, частично сохранившиеся до нашего времени, имели одежду из камней или в их естественном виде, или околотых и даже тесаных. Историк Страбон упоминает о дорогах в Вавилоне, построенных за 2000 лет до нашей эры и имевших одежду в виде мостовых. В древнем Перу были прекрасные дороги, построенные инками, частью с одеждой из тесаных камней. В древней Греции много дорог и улиц было замощено каменными плитами, околотыми в виде правильных прямоугольников. Хорошие дороги строили карфагеняне; от них способы постройки заимствовали древние римляне, построившие огромную сеть дорог, большое протяжение которых имело покрытие по типу, схожему с современными булыжными, но только из камней большого размера — до 1,5 м в поперечнике. Такую одежду, камни которой уложены на известковом растворе, имеет сохранившаяся до настоящего времени Аппиева дорога, построенная еще в 312 г. до нашей эры; она соединяет Рим с Капуей.
Историк Ливий повествует, что уже в 370 г. до нашей эры по приказу консулов были замощены улицы Рима, ведущие к храму Венеры. Эти улицы, хотя и с глубокими колеями от повозок и колесниц, сохранились' в Риме до настоящего времени. На дороге Домициана многие участки замощены плитами из мрамора, | другие обыкновенными камнями, собранными на полях.
Римская дорога между Нимом и Бокером во Франции была замощена околотыми камнями высотою 18 см. Улицы в древних римских городах Помпее и Геркулануме, как показали раскопки, были замощены большими плитами из лавы, а некоторые камнями примерно тех же размеров, какие применяются в настоящее время.
Конструкция римских мостовых очень сложна и требует большого расхода материалов, но эти мостовые отличаются прочностью и долговечностью.
Около 950 г. были построены маврами каменные мостовые на улицах Кордовы. После этого года не имеется достаточных данных о строительстве каменных мостовых, так как с падением Римской империи упадок культуры охватил всю Европу и тянулся вплоть до XII века. В конце XI в. появились первые мостовые в Лондоне. Первая мостовая в Париже была построена в 1184 году.
В 1532 г. был издан закон о правилах замощения улиц Лондона. Для этих работ применялись неправильной формы валуны высотою от 15 до 23 см. Вследствие неровной поверхности камней, большой ширины швов и непрочного основания эти мостовые быстро делались неровными и неудобными для проезда.
Во Франции известный министр Людовика XIV Кольбер (XVII в.) энергично занимался дорожным строительством, применяя каменные мостовые, что видно из его письма к инженерам: Обратите внимание,— писал он,—чтобы камень был твердый, правильного размера, и чтобы его сажали на хороший слой песка, не тоньше 20—25 см. А первые одежды городских улиц в Сев. Америке на территории теперешних США были построены в Бостоне в 1663 г. в „виде булыжных мостовых, откуда затем опыт был перенесен в Нью-Йорк. Все дороги, построенные в Сев. Америке до 1792 г., имели одежду только в виде каменной мостовой.
Первые мостовые из каменных плит правильной формы были построены в Вестминстере в 1761 г. и в Лондоне в 1776 г. Мостовые из каменных плит размером 0,3 х 0,3 х 0,6 м были построены в 1812 г. В Новом Орлеане (США). Построенные в 1849 г. в Нью-Йорке мостовые были из плит размером 0,610,9 м. Эти плиты через несколько лет стали Немецкими. В 1924 г. была Впервые Построена мостовая из крутого щебня, изобретенная германским инженером Дейдесхеймером. Мостовые Мак Клинтона и Дейдесхеймера до последнего времени не получили распространения, но мозаичная мостовая, признанная теперь одним из лучших типов одежд, широко применяется в Европе и даже в Америке. В 1912 г. в Штаде (Германия), где был построен первый участок мозаичной мостовой, инж. Гравенхорсту был поставлен памятник.
Сильно способствовали развитию строительства каменных мостовых изобретенные датским инженером Ф. Вейлером машины для механической колки шашки и шведским инженером Карлсоном механические трамбовки для мостовых.
Данные о первых каменных мостовых в России относятся к XVII в. В 1692 г. было приказано мостить московские улицы камнем вместе, ранее применявшихся бревен. В 1705 г. повинность замощения московских улиц была разложена на все государство. Крестьяне, торговые люди и вотчины служилого сословия были обложены натуральною повинностью по сбору камня. Занимавшиеся извозом или просто приехавшие в Москву крестьяне обязывались предъявлять в городских воротах „по три камня ручных, но не менее гусиного яйца каждый“. Но еще в половине XVIII 'в. каменные мостовые существовали в Москве только на главных улицах. Строились главным образом булыжные мостовые и до сих пор еще являющиеся у нас преобладающим типом дорожных одежд. Сначала мостовые устраивались из камней в их естественном состоянии, с укладкой камня прямо на грунт; только с средины XIX в. стали устраивать песчаные основания и окалывать камни.
Первые брусчатые мостовые были построены в Одессе в 1861 г., первые мозаиковые мостовые были построены в Москве и Киеве в 1909/10 г. К этому же периоду относится постройка в Москве первых брусчатых мостовых. В настоящее время брусчатые мостовые имеются примерно в 20 городах, мозаиковые — в четырех городах, булыжные и осколочные во всех городах, где имеются замощены« улицы.
За 4000 лет исторического существования, какое насчитывают каменные мостовые, произошли значительные изменения в видах транспортных средств, которые ими пользуются, а также произошла значительная эволюция в размерах камней, применяемых для мощения.
В то время как в течение веков росли размеры и вес движущихся по мостовым экипажей, техника вместо увеличения размеров камней, наоборот, все снижала их размеры, и в настоящее время лучшие мостовые — мозаиковые — строятся из шашек, размером 8— 10 см, кажущихся ничтожно малыми по сравнению с огромными плитами, применявшимися древними инками и греками.
Распространение каменных покрытий.
Если обратиться к статистике, то устанавливаем, что на территории Царской России преобладающая площадь улиц с твердой одеждой занята булыжными и осколочными мостовыми; далее идут брусчатые мостовые и затем все остальные. По данным отдельных наиболее крупных Городов площадь, в процентах различного типа, покрытий распределяется на 1932 г. следующим образом:
Распределение уличных одежд в 30 главнейших городах Германии (Берлин, Гамбург, Бреславль, Мюнхен, Штутгарт, Дрезден, Лейпциг и др.) следующее: асфальтовые—13,9%, брусчатые—50,4%, мозаиковые — 8,7% и прочие — 27,0%.
Несмотря на значительный прирост асфальтовых одежд, площадь, занятая каменными мостовыми, была значительно больше и, причем в настоящее время стали строить главным образом мозаиковые мостовые, однако лидером является асфальт
По заграничным данным в Зап. Европе преобладают брусчатые и мозаиковые мостовые. Булыжные и осколочные применяются только в некоторых отдельных странах (Германия, Польша и страны Скандинавского полуострова). В США первенствующее положение, как на загородных дорогах, так и на городских улицах занимают одежды, допускающие полную механизацию работ. На городских улицах мозаиковые и брусчатые мостовые занимают площадь не более 5—10% от общей площади.