Виды дорожных покрытий и тротуаров
На проезжей части и тротуарах применяют следующие типы дорожных одежд и оснований:
Бетонные ФЭМ (тротуарная плитка)- дорожные тротуары выполнены в виде однослойных и двухслойных плит или железобетонных плит, изготовленных на заводе. Для цементобетонных дорожных тротуаров применяют высокомарочные цементы и щебень из камня твердых пород с таким расчетом, чтобы получить бетон марок 300—400. Применяют плитку разных видов производства вибролитую и сухопрессованную. Основой может служить армированный бетон, щебневая подушка, подготовленная песчаная основа.
Асфальтобетонные покрытия могут быть однослойными, двухслойными или многослойными. Основанием для этого покрытия могут служить бетонные плиты, пористый асфальтобетон, укатанное щебеночное и гравийное шоссе или мостовые. Подстилающий слой устраивают из крупнозернистого песка или гравия.
Брусчатые тротуары выполняют из штучных материалов, изготовленных из камня твердых пород высотой: низкая брусчатка 90—100 мм, средняя 100—130 мм и высокая 140—160 мм. Основа может быть бетонной или из укатанного щебня для низкой и средней брусчатки и из песка для высокой брусчатки.
Мозаиковые тротуары выполняют из штучных материалов, изготовленных из камня твердых пород уложенного на цементно-бетонном и укатанном щебневым основаниях.
Клинкерные тротуары выполняют из клинкера, укладываемого плашмя на цементно-бетонном основании и на ребро на укатанном щебеночном или песчаном основании.
Булыжные тротуары выполняют из камня преимущественно валунного происхождения разнообразных пород, обычно на песчаном основании; укатанные щебеночные покрытия, обработанные вяжущими материалами (органическими и неорганическими), — на щебеночном, гравийном или шлаковом основании; щебеночные, гравийные и шлаковые укатанные покрытия — без обработки вяжущими материалами (так называемые «белые» шоссе).
Булыжные и другие тротуары, выполненные из грубооколотого камня естественных пород, в городе могут рассматриваться как переходные типы дорожной одежды, в последующем используемые в качестве оснований под более современные типы покрытий, в частности под асфальтобетонные.
Помимо бетонных оснований под усовершенствованные покрытия применяют основания из каменных материалов (из укатанного щебня или гравия) и из менее прочных материалов — шлаков, если камня и гравия местного происхождения нет. При небольшой интенсивности движения и отсутствии значительных подвижных нагрузок
К дорожным одеждам для улиц в городах предъявляются требования, многие из которых являются общими требованиями, предъявляемыми к одеждам внегородских автомобильных дорог. Сюда относят в первую очередь прочность, износоустойчивость, возможность максимальной механизации работ при строительстве и последующей эксплуатации дорожных одежд, широкое использование местных материалов и низкую стоимость строительства и эксплуатации дорог.
Помимо этого дорожные одежды, особенно в городе, должны быть беспыльными, бесшумными, легко очищаемыми от пыли. Дорожные одежды сооружают в короткие сроки индустриальными поточно-скоростными методами. Поскольку отвод поверхностных вод в городе осуществляется по лоткам проезжей части улиц, к дорожным одеждам предъявляют более высокие требования в отношении их водонепроницаемости. Исходя из указанных требований наиболее приемлемыми типами дорожных одежд на улицах и городских дорогах следует признать одежды с усовершенствованными типами покрытий. Пригодными типами дорожных одежд из штучных материалов для магистральных улиц с интенсивным движением являются одежды из брусчатки, мозаики, клинкера и асфальтобетона.
Конструктивные размеры дорожных одежд определяют расчетом в зависимости от интенсивности движения, веса автомобилей, грунтовых, гидрогеологических и климатических условий трассы. На жилых улицах с небольшим движением можно использовать дорожные одежды легких конструкций с постепенным стадийным усилением по мере роста интенсивности движения, увеличения веса автомобилей и расчетных нагрузок на дорожную одежду.